НЛП-СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ СТИХОВ
© Барабаш Павел Иванович, M.A.NLP
Основная цель исследования – изучение стратегии поэтического творчества и создание модели когнитивной стратегии написания стихов, позволяющей выразить эмоциональное переживание ассоциированной реальности. В качестве методов исследования использовались технологии нейролингвистического программирования [1, 2]. Объектом моделирования были субъекты, т.е. реальные поэты и поэтессы, имеющие публикации. В процессе моделирования использовались имплицитный и эксплицитный подход. Когнитивная стратегия написания стихотворения состоит из двух основных шагов: создание мотивации на творчество и написание строк стихотворении.
Для записи стратегий будем использовать символьные обозначения операций в репрезентативных системах согласно модели Т.О.Т.Е. [1].
Для организации процесса написания стихов необходимо, создать внутри себя творческое состояние, и далее, поддерживая это состояние, составлять рифмованные строки, отражающие в метафорической форме реальность в разных сенсорных репрезентациях: (В, А, К), где В – визуальная, A – аудиальная, K – кинестетическая (область ощущений). Обозначения в тексте, которые используются:
|
— Внутренний диалог, в котором ставится цель создать стихотворение.
|
|
— Создание диссоциированного образа (картинки, фильма), для последующего кодирования в стихотворной форме.
|
|
— Ассоциирование с созданным образом, за счет изменения субмодальных характеристик кодирования информации.
|
|
— Текущие кинестетические ощущения (чувства, эмоции).
|
|
— Эталонное кинестетическое состояние, мотивирующее к отражению внутренних ощущений в поэтическую форму.
|
|
— Внутренний стихотворный ритм.
|
|
— Внутренний диалог, где происходит создание двух рифмованных строк
в соответствие с
|
|
— Кинестетические действия, т.е. написание двух строк стихотворения на бумаге.
|
|
— Завершение процесса написания стихотворения («выход» – в модели Т.О.Т.Е.)
|
|
— Связь между двумя репрезентациями.
|
|
— Операция сравнения двух репрезентаций, в данной работе - двух кинестетических ощущений.
|
|
— С помощью скобок мы отмечаем, что несколько репрезентаций поддерживаются одновременно
|
|
— В скобках отмечаем, что одна репрезентация является триггером для создания другой.
|
|
— Петля обратной связи в модели Т.О.Т.Е., означающая, что операции (действия) должны продолжаться, т.к. цель еще не достигнута.
|
Далее приводится эксплицитная модель стратегии написания стихов, состоящая из двух основных шагов: создания творческого состояния и создания строк стихотворения.
Шаг-1. Создание творческого состояния
-
Вы ставите цель, т.е. говорите себе (внутренний диалог), что желаете написать стихи и выбираете тему.
-
Закройте глаза (необязательно) и создайте яркую картинку чего-то волнующего вас на заданную тему - , эмоционального (позитивного или негативного) содержания. Это может быть как воспоминание о реальном опыте, так и мысленная конструкция того, о чем вы мечтаете и страстно хотите, то о чем хочется сказать кому-то, поделиться. Можно дополнить картинку звуковой дорожкой (звуками природы и т.д.). Там, в этой картинке, могут быть запахи и вкус, кинестетические ощущения.
-
Приблизьте картинку к себе так близко, чтобы возникли сильные эмоции, т.е. ассоциируйтесь с опытом - .
-
Далее мы сравниваем состояние текущее эмоциональное состояние с некоторым эталонным состоянием , которое мотивирует заняться творческим процессом. Если эмоции слабы и не вызывают желания отразить их на бумаге в стихотворной форме, то вернитесь к п.2.
-
Откройте глаза, если они у вас закрыты, сохраняя полученное состояние творчества .
Шаг-2. Создание строк стихотворения
-
Испытывая созданные кинестетические ощущения и эмоции , вы приступаете к написанию двух строк стихотворения.
-
Одновременно вы обозреваете картинку событий (фильм), добавив внутренний стихотворный ритм , который постоянно поддерживайте в себе, и сделайте так, чтобы он ритм звучал четко и громко.
-
Сохраняя ритм, создайте пару рифмованных строк относительно ваших чувств и видения - . Можно сначала найти два рифмованных слова, а затем сформировать строки.
-
Запишите эти строки на бумаге .
-
Сравните то чувство, которое сейчас с эталоном, необходимым для поддержания процесса творчества.
-
Если ваши чувства еще эмоционально окрашены, то вернитесь к написанию следующих двух строк (п.2.). Если нет, «села батарейка», то закончите данный процесс.
Данная стратегия написания стихов, состоящая из двух основных шагов, позволяет использовать ее как в образовательном процессе, например в школе, так и для самостоятельного освоения. Итак, основные шаги:
-
Определите тему.
-
Отключите телефон, и устранить другие внешние раздражители, отвлекающие от процесса творчества.
-
Подготовьте ручку и блокнот.
-
Удобно расположиться в кресле.
-
Создайте мотивацию, выполнив шаг-1.
-
Напишите стихотворение, выполнив шаг-2.
Литература
- Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
- Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1-3. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 384 с.
|